Эдуард Рябов: «Биатлон – не только спорт высших достижений»

rybovУверенная победа югорских биатлонистов в эстафетной гонке у мужчин на домашнем Чемпионате России в очередной раз подтвердила высокий статус окружной школы. О том, как продолжает развиваться биатлон в Югре, насколько сегодня изменился профессиональный мир, рассказывает исполнительный директор Союза биатлонистов Югры, мастер спорта международного класса  Эдуард Рябов.

— Сегодня в обществе огромное значение уделяется развитию гражданского общества. В спорте это практикуется давно. Профессиональные союзы, федерации — это общественные организации. Насколько, по-вашему, это важно?
— На примере нашего «Союза биатлонистов Югры» скажу, что мы выполняем государственный заказ в области развития спорта, выполняя важную задачу по продвижению спорта высших достижений и по развитию детского спорта. К примеру, помогаем поднимать материально-техническую базу в муниципальных образованиях, где есть отделения биатлона: приобретаем пневматические винтовки, патроны, спортивный инвентарь и спортивную экипировку, технику для подготовки лыжных трасс. Вплоть до того, что «Союз биатлонистов Югры» берет на себя оплату за проживание спортсменов и тренеров на учебно-тренировочных мероприятиях и соревнованиях проводимых в Ханты-Мансийске.
В общем — ребята из муниципальных образований Югры, которые занимаются биатлоном, приезжают совершенствовать свое мастерство в столицу биатлона восемь раз в году.

— Для того, что вы перечислили, требуются большие средства. Откуда берете?— Наше финансирование в большей степени складывается за счет гранта Губернатора и правительства автономного округа. Есть и привлеченные средства спонсоров. Они не всегда выражаются в денежном эквиваленте. К примеру, производители выделяютнам бесплатную спортивную экипировку, инвентарь. Это рекламная акция, за которую мы не платим, но получаем в итоге готовую продукцию.

У общественной организации гораздо больше возможностей, чем у бюджетной. Мы можем быстрее отреагировать на ту или иную потребность, которая возникает. А в спорте — это происходит постоянно. У нас более гибкое и свободное поле для деятельности.

К примеру, если что-то необходимо приобрести для спортсмена высокого уровня, а это специфический инвентарь и оборудование, то у бюджетной организации могут возникнуть сложности с оперативным приобретением необходимого инвентаря и спортивного оборудывания, слишком долгий процесс согласования и т.п. При финансировании через «Союз биатлонистов Югры» – таких сложностей не возникает.

Деятельность общественных организаций также контролируется, требует отчетности, но дает возможность оперативно приобрести что-то, оказать необходимую услугу. Мы можем в случае необходимости  принимать на себя повышенные обязательства, но в рамках действующего законодательства.
Повторюсь, основные отличия от бюджетной организации: мобильность, оперативность, скорость. В  наше время это очень важно.

— Известно, что  при содействии «Союза биатлонистов Югры» строятся и новые спортивные объекты, в частности, биатлонный центр в Урае.
— Мы включились в эту работу еще на стадии проектирования, внесли свои изменения. Не меняя требований, немного «развернули» проект под спортивную составляющую. Принимали участие и в материально-техническом оснащении. Закупили лыжный инвентарь, лыже-роллеры, винтовки, патроны.

— Еще осенью на соревнованиях ребята из Урая говорили о том, что не могут вести стрелковую подготовку. В чем была проблема?
— Там произошла смена юрлица, которая повлекла за собой изменение всей документации, в том числе и по лицензированию оружейной комнаты. Все эти вопросы решаются по линии МВД и не так быстро, как хотелось бы. Хотя нам всегда идут навстречу и в рамках действующего законодательства содействуют для ускорения  процесса получения лицензий и разрешительных документов.
У нас была подобная ситуация и в Нягани.
Поэтому ребята и не могут пользоваться оружием, поскольку стрелковая подготовка не узаконена. Хотя подготовка к сезону не была смазана, они ее проходили в Ханты-Мансийске. Но 100-процентной подготовки, к сожалению, не получилось. Особенно это важно в переходный период, когда ребята заменяют пневматическую винтовку на мелкокалиберную, так что есть такое упущение по объективным причинам.

— Как решается вопрос со строительством стрельбища в Нижневартовске?
— Проект готов, разработанный при полном финансировании «Союза биатлонистов Югры» передан в администрацию Нижневартовска, теперь все зависит от администрации города, которая должна позаботиться о том, чтобы попасть в программу «Развитие физической культуры и спорта в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре на 2016-2020 годы»
на условиях софинансирования. Скорее всего, это будут 2017-2018 годы.
А пока стрелковую подготовку ребята проводят в тире общеобразовательной школы, что не всегда удобно.
Надеемся, что в ближайшее время появится современное стрельбище в Лянторе. Тогда мы сможем там проводить  региональные и межрегиональные соревнования.

— Сегодня упор делается на быстровозводимые спортивные объекты. По-вашему, это оправдано?
— Конечно, получается быстрее и экономнее. К примеру, для стрелковой подготовки достаточно 5-10 установок. Тем более что в небольших городах и населенных пунктах не по 5 тысяч человек биатлоном занимаются.
Хотелось бы, чтобы их было побольше, но мы же реалисты и понимаем, что в округе культивируется 30-40 популярных видов спорта.
Даже если взять Ханты-Мансийск, то лет 10-15 назад, в городе было 7 или чуть больше наиболее популярных видов спорта. А сейчас около 40. И уже трудно детей позвать покататься на лыжах при минус 25 градусах. Они скажут: да нет, мы лучше в бассейне поплаваем.

— Но биатлон для Ханты-Мансийска — особенный вид спорт, приоритетный.
— Это так. Помню, как некоторые иностранные специалисты и болельщики даже правильно выговорить название города не могли, но они точно знали, что там есть биатлон. Это сейчас все Ханты-Мансийск называют безошибочно. За последнее время появилось много брендов, тот же «Дух огня», но Ханты-Мансийск по-прежнему ассоциируется у всех с биатлоном. Сейчас очень многие начали называть его спортивной столицей России. И это тоже справедливо. На таком небольшом кусочке земли столько спортивных объектов, спортсменов и чемпионов. Сколько только олимпийских чемпионов, чемпионов мира, Европы, я не говорю уже о чемпионах России, которых очень много по различным  видам спорта.

— Вы – коренной хантымансиец, родились и выросли здесь. Если отмотать пленку назад, то мечталось о том, что такое может произойти в родном городе, что он станет столицей мирового биатлона?

— Конечно же, даже подумать не мог, что такое будет, что будет построен такой центр. Но то, что здесь люди будут  продолжать заниматься биатлоном — сомнений не было. Ведь не в девяностые годы, и не с Рябова и Редькина начался биатлон, а были Кашкаров, братья Захаровы, Григоров, Фролов… Этот список имен можно продолжать и продолжать. У нас было много замечательных спортсменов, которые выигрывали самые престижные всесоюзные соревнования и различных спортивных обществ – «Динамо», «Урожай» и т.д. Во времена СССР это были одни из самых престижных соревнований. Выше только — чемпионат СССР и РСФСР. Так что чемпионов много. Мы все привыкли считать золотые медали. А на первенстве «Динамо» занять 5-6 место – это достаточно высокий результат. И наши спортсмены этих показателей добивались. Так что даже если бы не было у нас мирового центра – биатлон продолжил развиваться, потому что сложилась своя школа биатлона, со своими традициями.

— Если говорить об Олимпийских играх, то вы тоже прошли отбор, а включили Валерия Медведцева. Вас это огорчает?
— Я узнал буквально недавно, что такое было, прочитал в одном из интервью. А тогда об этом не думал. Да, отобрался, но не задумывался над тем, что вместо меня включили другого спортсмена. Считал, что есть люди более достойные, что у меня все еще впереди. Хотя я нисколько этим фактом не огорчен. В том, что не получилось себя проявить, надо задавать вопросы только самому себе. Сейчас я занимаюсь другой, важной работой, помогаю развивать наш вид спорта в нашем автономном округе.

— Опыт спортсмена в этом помогает?
— Безусловно. Спортсмены начинают самостоятельную жизнь в раннем возрасте. Каждый знает: если он сам не встанет на зарядку, то никто будить его не будет. Никто не приготовит пищу, если самому не сходить завтрак и т.д. В профессиональном спорте никто никого не заставляет. Спорт мне многое дал, научил обязательности, дисциплинированности. Я знаю спортивную жизнь изнутри, и это помогает решать важные вопросы. Есть много моментов, когда спрашиваю себя: как бы я поступил в той или иной ситуации и опыт помогает принять правильное решение.

— Много говорится о том, что спортсмены сегодня находятся в тепличных условиях. Вы с этим согласны?
— Да, спорт стал другим. Он стал более комфортным, финансовоемким. И это продиктовано временем.  Если у нас раньше за победу в гонке на Кубке мира давали призовые 50 швейцарских франков, что равнялось 35 долларам, то сейчас это совсем другие деньги. Плюс рекламные и т.д.
Я это не совсем поддерживаю. Да, спортсмен должен зарабатывать хорошие деньги потому, что занимаясь профессионально спортом, защищая честь региона, страны, он тратит свое здоровье. Но это не значит, что за него должно быть сделано абсолютно все. К примеру, у  нас немногие спортсмены из сборной Югры умеют пользоваться приспособлениями для подготовки лыж. То есть не каждый сам себе может напарафинить и подготовить лыжи. У них есть сервисмены, врачи, биохимики и прочее. Так что спортсмены практически ни во что не вникают. Это хорошо, если бы все остальное время было посвящено спорту. Но это не всегда так, зачастую высвободившемся время тратится на что угодно, но не на спорт, на социальные сети и т.д.  Без этого тоже сейчас трудно представить свою жизнь, тем более что большую часть времени спортсмены находятся вдали от дома. Но все должно быть в меру и в свободное от работы время.
Я не согласен с тем, что как многие ветераны вспоминают, что условно говоря, спали на земле, пили воду из ручья и выигрывали медали. Сейчас жизнь другая. Но не должно доходить до того, что спортсмена скоро на старт будут выносить на носилках, чтобы он не потратил лишние калории. Владимир Драчев, у которого 7 марта был юбилей, в своем интервью правильно отметил, что раньше мы проезжали на автобусах не по одной тысяче километров и выходили на старт соревнований уже на следующий день. И поверьте, результаты были не хуже.
Согласен, что сейчас конкуренция увеличилась, но не настолько. Да, в биатлоне много стран представлено, но соревнуются между собой десять, не более. Остальные страны за распределение мест на пьедестале почета не борются.

— Этот сезон для сборной России завершился неудачно: на чемпионате мира остались без медалей. И на домашнем этапе Кубка мира россиянам тоже не удалось реабилитироваться. Многие говорят, что проблемы больше не в функциональном состоянии спортсменов, а в психологическом. Вы как считаете?
— Не будучи в команде, а наблюдая со стороны, могу сказать, что обстановка в команде напряженная. А еще подливается масло в огонь извне. Все от нашей команды ждут медалей, и только — золотых. И у спортсменов пружина взведена была настолько, что на Чемпионате мира Антон Шипулин позволил себе довольно резко высказаться. И еще, не научились наши болельщики, не в обиду им будет сказано, профессионально болеть. Почему-то замечают только плохое. Допустим, если спортсмен где-то победил, то об этом поговорят дня три и забудут. А вот если провалился, то три месяца будут  писать обидные комментарии, занимаясь собственным самопиаром. Лично я отзывы никогда не писал и читаю их крайне редко. Профессионалы в тех дискуссиях не участвуют. Мы созваниваемся между собой, обсуждаем в своем кругу. Я, например, общаюсь с Виктором Майгуровым, Евгением Редькиным, Владимиром Аликиным. Мне важно услышать их мнение, а не то, что «одна бабка сказала».

— К вопросу о том, что не получилось на домашнем этапе Кубка мира. Вы тоже выступали в Кубке мира в Ханты-Мансийске, когда на трибуне стояли мама, родные и близкие. Психологическое давление в таком случае усиливается?
— По собственному опыту могу сказать, что когда спортсмен выступает дома и находится в прекрасной форме, на него вообще ничто и никто не давит. Груз ответственности, безусловно, присутствует, но не более того.  А больше отвлекает то, что когда выступаешь дома, то многие звонят, предлагают встретится, пообщаться. Вот почему многие спортсмены даже приезжая домой, предпочитают жить в гостинице, и даже отключают телефон.
Но профессионал на то и профессионал, что может вовремя собраться и сделать свое дело. Лично я во время гонки полностью отключался, меня заботило только одно: как я пробегу и отстреляю.
Многие спортсмены говорят, что им помогают болельщики, что услышав, к примеру, голос мамы, открылось второе дыхание. Я не слышал голоса мамы, хотя она находилась на трибуне, не реагировал на голоса, все они были лишь отдаленным фоном. Когда ты в гонке — думаешь только о гонке. И этому тоже надо учиться.

Читайте также: